Статьи
Друзья сайта
Сайт для тех, кто хочет бросить курить! . Рекомендуем посетить прямо сейчас!

Не отказывайте себе в комфорте дома. - это уютно, удобно и недорого!

031 011 034 010 012 003
Из истории Египта
018 043 024 026 032 022

Погребальные знаки Древнего Египта

pismennostВ этой статье мы рассмотрим погребальные титулы, которые ставятся перед именами или после них, главным образом, на предметах обстановки, помещавшихся вместе с умершими в гробницы.

Начиная с эпохи Древнего царства, на погребальных памятниках (статуях, стелах, алтарях для подношений и т. п.) после перечисления должностей и непосредственно перед именем владельца или членов его семьи обычно помещается погребальный титул, который чаще всего переводится как «блаженный» или «почтенный» (см. таблицу 1). Этот титул был очень распространен в Древнем царстве, но в последующие периоды встречается реже.

tabl1

За этим титулом может следовать выражение «подле» + имя погребального божества (или «царя», «своего отца», или же «своего господина») + имя человека.

Примечание. В эпоху Древнего царства имя могло записываться один раз и соединяться с многочисленными титулами и эпитетами.

Вышеприведенный текст был размещен на погребальном конусе эпохи Нового царства. Это изделие из керамики с коротким текстом на основании (титулы и имя человека, покоящегося в гробнице) не единственное в своем роде: десятки таких же конусов помещались в верхней части фасада погребального храма умершего, образуя фриз в его честь. Для эпохи Древнего царства характерно также употребление другого титула, похожего на титул «блаженный» и помещающегося после имени: «тот, кому принадлежит поклонение». Этот эпитет согласуется в роде с именем, к которому относится. В последующие периоды он использовался реже (см. таблицу 2).

tabl2

Начиная с XII династии (Среднее царство), египтяне (мужчины и женщины), надеясь после смерти разделить судьбу Осириса, отождествляли себя с этим богом. На погребальных изделиях и стенах гробниц перед их именами стал размещаться «осирический» погребальный титул (см. таблицу 3). Этот титул постепенно вытеснил эпитет «блаженный».

tabl3

Также в период правления XII династии появился эпитет, помещавшийся после имени, «оправданный», который мог сокращаться (см. таблицу 4). Он отсылает нас к суду Осириса, перед которым приходилось предстать сердцу умершего, хранившему память обо всех совершенных им поступках. Если оно оказывалось не тяжелее пера Маат, богини правосудия и порядка, умершего объявляли «оправданным» и разрешали ему войти в царство Осириса. Этот эпитет согласуется в роде с именем, к которому относится. Существуют многочисленные варианты эпитета, употреблявшиеся на регулярной основе до конца римской эпохи.

tabl4

Примечание. Два примера, приведенных выше, были записаны на ушебти, или загробных слугах эпохи Нового царства. Ушебти небольших размеров нередко различались при помощи надписей такого рода. Во втором примере эпитет «оправданный» записан при помощи трех цветов; этот вариант употреблялся также в эпоху Нового царства и в III переходном периоде.

Примечание. Надпись сделана на погребальном конусе Нового царства. «Первым пророком» бога египтяне называли главного жреца этого бога. Отметим использование почетной препозиции в написании этого титула. Эпитет «оправданный» иногда сопровождался титулом «тот, кому принадлежит поклонение».

Примечание. Титул «глава жрецов» записывается в почетной антипозиции. Имя его носителя называют базилофором; оно переводится как «Аменемхет жив».

Несколько реже встречается выражение «возвращенный к жизни» вместо эпитета «оправданный». За этим выражением также может следовать титул «тот, кому принадлежит поклонение».

Читайте так же:
006 025 033 015 042 041 027 008
Оставить комментарий