Статьи
Друзья сайта
Сайт для тех, кто хочет бросить курить! . Рекомендуем посетить прямо сейчас!

Не отказывайте себе в комфорте дома. - это уютно, удобно и недорого!

046 012 022 031 015 042
Из истории Египта
007 003 041 047 030 039

Изучаем слова древних египтян

slovaГарпей (сущ., м. р.) — название оружия месопотамского происхождения, напоминающего по форме серп, но менее изогнутого. Гарпей был атрибутом бога Монту, Амона и некоторых других.

Гимн (сущ., м. р.) — длинная молитва (которая могла произноситься или петься) во славу бога или души умершего. Гимны часто записывались на стенах храмов или гробниц.

Гипостильный (прил.) — слово греческого происхождения, означающее буквально «поддерживаемый колоннами». Так называют большие залы, расположенные в самом центре храмов и по всей площади покрытые кровлей, которую поддерживают десятки высоких и массивных колонн. Наиболее знамениты гипостильные залы великого храма в Карнаке и храма Эдфу.

Дешре — египетское название красной короны Нижнего Египта. Этот головной убор имеет форму бочонка модия с загнутым завитком, литуусом. Эту корону носят также богини Нейт и Уаджит.

Джед (столб). — В главе 155 «Книги мертвых» столб джед связывается с позвоночным столбом бога Осириса. Став символом (и иероглифом) стабильности, столб джед часто изображался в виде амулета. Этот атрибут связан с Птахом, Осирисом и Сокаром.

Дромос (сущ., м. р.) — греческое слово, которым обозначается монументальная аллея (или пандус), ведущий к храмам. Вдоль дромоса по всей длине часто ставились статуи сфинксов.

Иеракоцефал (сущ., м. р.) — так называют бога с головой сокола, например, Гора или Монту.

Иру — понятие, характерное для религии Древнего Египта. Иру — это воплощение, которое принимает какой-либо бог в определенный момент времени. Так, Хепри (бог-скарабей) является иру бога Ра утром. Последовательность этих иру образуют хеперу бога.

Исидический (прил.). — Исидическим называется все, имеющее отношение к культу богини Исиды: храмы, статуи, обряды, мистерии и т. п. Если говорить об исидическом культе как таковом, то он в римскую эпоху распространился по всему средиземно- морскому бассейну. Исиде поклонялись даже в Риме!

Итифаллический (прил.) — Итифаллического бога легко узнать по эрегированному фаллосу. Из итифаллических богов Древнего Египта наиболее знаменит Мин (или Амон-Мин). Известны также итифаллические изображения Осириса. Они служат аллюзией на связь Исиды с покойным супругом, от которой родился бог Гор.

Ишед (дерево) — название священного дерева, на котором Тот и Сешат записывают имя фараона во время его коронации или юбилея (см. Хеб-Сед).

Полуспеос — см. спеос.

Производитель (сущ., м. р.) — так называют животное или бога, обладающего выдающимися способностями к продолжению рода. К примеру, животным-производителем египтяне считали барана.

Фальшивая дверь, или стела. — Стела фальшивой двери ставилась в гробницах (особенно часто в эпоху Древнего царства) и обозначала переход между миром живых и умерших. Фальшивая дверь имела наличники и закрывалась сворачивающейся в рулон циновкой (наподобие занавески), давая возможность живым, пришедшим в гробницу, «пообщаться» с умершим.

Флагеллум (сущ., м. р.) — на древнеегипетском нехех (см. статью нехех).

Хеб-Сед (праздник) — египетское название юбилея, который фараоны отмечали, проведя на троне тридцать лет. Этот праздник давал возможность фараону подтвердить свои права на престол. Некоторые фараоны отмечали его раньше и чаще.

Хеджет (корона хеджет) — это египетское название белой короны, то есть короны Верхнего Египта. Ее легко узнать по вытянутой форме; иногда она соединялась с красной короной (см. деьирет) Верхнего Египта, и получалась так называемая двойная корона, или пшент.

Хекат (сущ., м. р.) — египетское название посоха, который был атрибутом некоторых богов, например, Осириса и Сокара. По-видимому, его предшественницей была изогнутая палка, с которой ходили пастухи. Слово хекат произошло от глагола хека, означающего «направлять» или «управлять».

Хемхем (сущ., м. р.) — египетское название редкой короны, которая представ

ляет собой три белые короны (см. хеджет), размещенные в ряд на бараньих рогах и украшенные солнечными дисками и уреями. Гарпократ часто носит эту корону.

Хранитель основания — это своего рода ритуальный клад, который фараон и жрецы оставляли во время основания храма. Клад основания чаще всего закапывали перед сооружением нового святилища. Сокровище То да (в Лувре), судя по всему, было именно таким ритуальным кладом в храме Монту, сделанным фараоном Аменхотепом II (XII династия).

Эгида (сущ., ж. р.). — В древнегреческой мифологии так называется щит Зевса. Став символом защиты, в Древнем Египте эгида связывается с богиней Бает.

Экс-вото (сущ., с. р.) — это любой пред мет или надпись, оставленная верующим в каком- либо святом месте.

Часто экс-вото вырезалось в камне, напоминая о том, что этот верующий побывал здесь. Оно обеспечивало последнему покровительство местного бога или богини и служило напоминанием об этом.

Эннеада (сущ., ж. р.) — девятка богов: бог-творец, его отпрыски и потомки. Самая знаменитая эннеада — это эннеада города Она (Гелиополя) с богом Ра во главе. Также в нее входят его дети Шу и Тефнут, внуки Геб и Нут и правнуки, Исида, Осирис, Нефтида и Сет.

Эпагоменальный день. — Эпагоменальных дней в древнеегипетском календаре пять. Они были добавлены Тотом к официальному календарю из 360 дней, благодаря чему богиня Нут по легенде смогла разрешиться от бремени и произвела на свет пятерых детей, которым не давал родиться Ра. Эпагоменальные дни были расположены в конце календаря и считались крайне неблагоприятными и опасными.

Эпитет (сущ., м. р.) — это традиционное определение к имени бога или богини. Он может указывать на какое-либо присущее божеству качество или географическую точку. Так, Нехбет называли «Белой», и это значит, что богиня связывалась с белой короной (см. хеджет), которую она была призвана охранять. Бог Осирис носил титул «первого из Западных», то есть владыки мертвых. У каждого бога или богини был как минимум один, а чаще несколько эпитетов.

 

Читайте так же:
038 004 027 043 025 021 011 036
Оставить комментарий