Статьи
Друзья сайта
Сайт для тех, кто хочет бросить курить! . Рекомендуем посетить прямо сейчас!

Не отказывайте себе в комфорте дома. - это уютно, удобно и недорого!

028 024 002 040 022 046
Из истории Египта
040 031 046 030 009 008

Древний Египет. Словарь терминов

slovarВизит (сущ., м. р.) — По какому-то особому случаю статуя божества может на несколько дней или месяцев отправляться навестить других богов и богинь, и наносит им визит по очереди. В каждом храме (*) визит божества становится настоящим праздником для народа. Особенно широко известны выходы Хатор, Исиды и Гора.

Выход (сущ., м. р.) — процессия, во время которой статую бога выносят из храма (*), чтобы показать народу. Выход, обычная «прогулка», в некоторых случаях может превращаться в настоящее путешествие, и тогда следует говорить уже о «визите» (*).

Гость (сущ., м. р.) — бог или богиня, чьей статуе поклоняются в храме (*) другого божества. Так, в храме Амона в Фивах «гостило» множество других богов.

Жрец (сущ., м. р.) — это «служитель бога», а не духовный вождь для народа. Он является представителем духовенства (*) на службе у божества и поддерживает с ним самую тесную связь. Жрец действует от имени правителя. Он ежедневно посещает статую божества, дает ей пищу и ухаживает за ней вместо фараона. Он обязуется стремиться к полной чистоте. Он подвергается обрезанию, выбривает голову наголо и удаляет волосы на теле. Помимо отправления культа, он управляет владениями храма (*), в котором служит. У некоторых жрецов может быть настоящая специализация: маг, врачеватель, астролог… Несмотря на религиозные функции, жрецы могут действовать как миряне и даже заниматься торговлей в городе!

Зооморфный (прил.) — Зооморфными называются бог или богиня с телом животного. Упуаут, Бену и многие другие считаются зооморфными богами.

Палладий (сущ., м. р.) — латинское слово, которое используется для наименования любого предмета, конструкции, архитектурного или скульптурного ансамбля, несущего защитную функцию. Слово является производным от Афины Пал- лады, названия статуи, по легенде, охранявшей Афины. Фиванский палладий состоял из четырех храмов (*), предназначением которых была ритуальная защита (объединенными силами) египетского города Фивы.

Пантеон (сущ., м. р.) — это совокупность всех богов какой-либо религии. В древ

неегипетском пантеоне насчитывается около ста поддающихся распознанию богов. О многих из них нам почти ничего не известно из-за скудной документации.

Папирусообразный (прил.) — имеющий форму папируса. Так называют жезл, распространенный атрибут богинь.

Паредра, паредр (сущ., ж. и м. р.) — бог или богиня, связанный с божеством первостепенного значения. Также паредрой/паредром могут называть супругу/супруга божества. К примеру, в Мемфисе Кадеш была паредрой Птаха. Следует отметить, что в Древнем Египте связи между паредрами нередко зависели от города.

Первичный (прил.) — Первичным может называться любое существо или сущность, присутствующее во вселенной с самого начала времен: пун (первичный океан), лягушки, змеи и др.

Пилон (сущ., м. р.) — монументальное сооружение с двумя башнями, строившееся на входе в классические древнеегипетские храмы (*). Наиболее знамениты пилоны Луксора, Карнака, Филе и Эдфу. Они украшались роскошными барельефами, а также знаменами, развевавшимися на ветру. Их присутствие напоминало египтянам о первом холме, появившимся из вод первичного (*) океана. Кроме того, пилоны символизировали два горизонта.

Погребальные тексты (сущ., м. р., мн. ч.) — Погребальные тексты Древнего Египта — это целая литература заклинаний и заговоров, которые позволяли умершему преодолеть все преграды на непростом пути, ведущем из мира живых в мир мертвых. Самые знаменитые погребальные тексты — «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книги мертвых» (самые древние), «Тексты Амдуат» (*), «Книги дыхания», «Книги пещер», «Книги дня и ночи», где умерший отождествляется с постоянно возрождающимся солнцем. Здесь описываются погребальные обряды, например, «отверзание уст». И наконец, эти тексты позволяют душе жить на небесах, а телу — в царстве Осириса (например, «Книга дыхания»).

Политеизм (сущ., м. р.) — Система верований, основанная на поклонении нескольким богам в рамках одной религии. Религия Древнего Египта политеистична, подобно древнегреческой, галльской и многим другим. Политеизм противопоставляется монотеизму, то есть поклонению одному богу. В период правления Аменхотепа IV Египет был монотеистичным: фараон сделал Атона единственным богом.

Профилактика (сущ., ж. р.) — религиозная стратегия, заключающаяся в превентивной защите от нападения злых сил. Амулеты (*) являются профилактическими изделиями.

Психопомп (сущ., м. р.) — буквально: «проводник души». Так называют богов, которые помогают умершему в загробном мире. Самый известный бог- психопомп — Анубис.

Психостасия (сущ., ж. р.) — название ритуального взвешивания души на последнем суде. Психостасия совершается при помощи весов и груза, функцию которого выполняет богиня Маат, в присутствии Осириса, Тота и «Пожирательницы». На другую чашу весов кладется сердце умершего, и его вес должен быть равен Маат.

Птерофор (сущ., м. р.) — Так называют божество, у которого помимо рук имеется пара крыльев. Подобное обличье в Древнем Египте принимают Исида, Нефтида и Маат.

Са (знак <) — Иероглиф и божественный символ, означающий защиту. Знак са связан, прежде всего, с богиней- защитницей Таурт.

Святилище (сущ., ср. р.) — это самая священная часть храма (*). Именно здесь располагается наос (*). Однако в более общем смысле слово «святилище» может быть синонимом слова «храм».

Синкретизм (сущ., м. р.) — тенденция религиозных доктрин к слиянию и взаимопроникновению. Синкретизм богов также называется отождествлением (*).

Систр (сущ., м. р.) — обрядовый музыкальный инструмент из бронзы, напоминающий погремушку и связанный с культом Хатор или Бает, богинь, для которых систр был атрибутом.

Спеос (сущ., м. р.) — греческое название храмов (*), вырубленных прямо в скале,

а не сложенных из камня. Наиболее знамениты спеосы Абу-Симбела. Полуспеосами называют храмы с пристроенными входом и первым двором и пещерными гипостильным залом и святилищем (*).

Теогамия (сущ., ж. р.) — брак между богами; слово греческого происхождения. В более широком смысле, божественная семья (супруги и их дети).

Теогония (сущ., ж. р.) — слово греческого происхождения. Теогония включает в себя легенду о рождении божества, а также его генеалогию. Так, к примеру, в гелиопольской теогонии рассказывается о боге Ра, его детях, внуках и даже правнуках.

Урей (сущ., м. р.) — латинское слово, происходящее от древнеегипетского иарет, что означает «стоящая». Урей, воплощенный в виде змеи на челе многих божеств, отождествляется с оком солнечного бога Ра. Более того, Урей (с большой буквы) иногда даже индивидуализируется, становясь самостоятельным божеством, которое в мифологии занимает место дочери Ра!

Храм (сущ., м. р.) — это, прежде всего, дом бога. Простые египтяне не могут войти внутрь; служить в храме может только духовенство. Храм обнесен стеной и состоит из дворов, залов с колоннами (гипостильных залов) и святилища (*), в котором находится наос (*). Храм — подобие организованного мира, вышедшего из первичного хаоса. Самые роскошные и наиболее хорошо сохранившиеся храмы Египта датируются эпохой Нового царства и греко-римским периодом.

 

Читайте так же:
045 021 035 031 023 042 038 001
Оставить комментарий